Антоко́льский Марк Матвеевич (1843-1902), российский скульптор. Был близок к передвижникам. Глубокой историко-психологической достоверностью отмечены созданные им образы русских исторических деятелей («Иван Грозный», 1871; «Пётр I», 1872).
* * *
АНТОКОЛЬСКИЙ Марк Матвеевич - АНТОКО́ЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (1843-1902), русский скульптор. Был близок к передвижникам (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) . Глубокой историко-психологической достоверностью отмечены созданные им образы русских исторических деятелей («Иван Грозный», 1871, «Петр I», 1872).
* * *
АНТОКО́ЛЬСКИЙ Марк Матвеевич (Мордух Матысович) [21 октября (2 ноября) 1843, Вильнюс - 26 июня (9 июля) 1902, Бад-Хомбург, Германия], русский художник. Крупнейший мастер русской скульптурной школы 2-й половины 19 в.
Выходец из небогатой семьи владельца харчевни. Учился в петербургской Академии художеств (1862-68) у Н. С. Пименова (см. ПИМЕНОВ Николай Степанович). Жил в Петербурге, с 1871 - в Италии, с 1877 - в Париже. Участвовал в выставках Товарищества передвижников (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ), с большой симпатией относясь к их поискам «правды в искусстве», противостоявшей обветшавшим канонам академизма (см. АКАДЕМИЗМ) .
Ранние небольшие горельефы Антокольского (из дерева или кости) с теплым юмором воплощают характерные типажи еврейского провинциального быта («Портной», 1864; «Скупой», 1865; оба в Русском музее). Главной его темой вскоре становится русская история, крупнейшие ее фигуры, личности которых он стремится раскрыть во всей их драматической сложности. Добиваясь острой психологической выразительности деталей и общего силуэта, он выдвигается в число крупных скульпторов-монументалистов своего времени. Наибольшей известностью пользуются созданные им образы Ивана Грозного, погруженного в тяжкое раздумье (1871, бронзовый вариант в Русском музее, мраморный, 1875 - в Третьяковской галерее), и Петра I (1872; бронзовая статуя установлена как памятник в Петродворце, Таганроге и Архангельске), фигура последнего полна горделивого могущества, воспринимается как символ России, открывающей новоевропейский этап своей истории.
С годами в творчестве Антокольского усиливаются черты философского раздумья. Следуя типичной для европейской скульптуры того времени тенденции к максимально «живой» форме, он создает произведения обобщенно-символического характера, стремясь изобразить не столько конкретных исторических персонажей, сколько пластические примеры нравственных поисков, сомнений и озарений духа. Таковы его «Христос перед судом народа» (бронзовый вариант - 1874), «Смерть Сократа» (1875), «Спиноза» (1882), «Мефистофель» (1883, все - Русский музей), «Христианская мученица» («Не от мира сего», 1887, Третьяковская галерея). Моделировка этих произведений - обычно в окончательном варианте исполнявшихся в белом мраморе - достигает особой нервной тонкости. Они в значительной мере предваряют скульптуру символизма (см. СИМВОЛИЗМ). И в поздний период Антокольский, хотя и реже, обращается к мотивам русской истории, создавая такие эпические композиции, как горельеф «Ярослав Мудрый» (майолика, 1889), «Нестор-летописец» (мрамор, 1890), «Ермак» (бронза, 1891, все - Русский музей).
Антокольский - автор ряда надгробий (М. А. Оболенской в Риме, 1877; Ф. М. Дмитриева в Москве, 1888, оба - мрамор, и др.) и портретных бюстов, в том числе критика В. В. Стасова (см. СТАСОВ Владимир Васильевич) (бронза, 1873, Третьяковская галерея), с которым его связывали долголетняя дружба и переписка. В своих письмах и статьях (собраны под редакцией Стасова в сборнике 1905) называл своими идеалами «искренность» и «душу в искусстве». Его суждения о кризисе современной ему художественной культуры близки эстетике Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) .